В сентябре 1964 г. Рене Блок открыл в подвале дома в западноберлинском районе Шенеберг галерею. Первой выставкой стал коллективный проект «Неодада, поп, деколлаж, капиталистический реализм» (к капреалистам принадлежали Зигмар Польке, Герхард Рихтер и другие будущие знаменитости). С тех пор Блок считается ключевой фигурой мировой арт-сцены, его сотрудничество с Йозефом Бойсом и Нам Джун Пайком вошло в историю искусства.
Выставка «У меня нет выходных» в музее Лентос в австрийском Линце рассказывает о богатой на события и имена истории галереи. Она названа как один из экспонатов – работа Бойса 1971 г. Помимо перформансов и хеппенингов Блок увлекался и новейшими музыкальными течениями. Благодаря этому он познакомился с одним из пионеров четвертитоновой музыки, жившим во Франции русским композитором Иваном Вышнеградским (1893–1979), их отношениям на выставке уделено особое внимание. Имя Вышнеградского стоит в одном ряду с именами Эрика Сати и Чарльза Айвза – в тени для широкой публики, на пьедестале для коллег.
Начав сочинять и публиковаться в музыкальном издательстве Беляева еще до революции, Вышнеградский считал себя последователем Скрябина. Его склонность к конструированию новых инструментов можно считать врожденной. Дед, ученый-механик и государственный деятель, получил известность как основоположник теории автоматического регулирования, при этом он был министром финансов России перед Витте.
После галереи
Галерея Рене Блока просуществовала 15 лет и была закрыта в 1979 г. С тех пор Блок работает как куратор, он участвует в организации многих биеннале, в том числе Стамбульской. Творчество турецких художников, которыми он много занимался в последнее время, также представлено на выставке в Линце.
После революции Вышнеградский уезжает во Францию – не из-за политики, но ради музыки, чтобы пообщаться с производителями фортепиано. В 1922 г. в Берлине он знакомится с композиторами, также сочинявшими четвертитоновую музыку, немцами Вилли фон Меллендорфом, Йоргом Мегером, Рихардом Штайном и чехом Алоизом Хабой. С последним Вышнеградский собирался сконструировать инструмент, который мог бы изменить течение музыкальной истории – четвертитоновое фортепиано. Но высшие сферы бессильны перед кафкианской бюрократией; из-за проблем с визой Вышнеградский вынужден был вернуться в Париж, инструмент появился позже.
После войны он впал в творческую депрессию, чему способствовал и туберкулез, заточивший его на три года в санатории. Выбираться из сумрачного состояния помогали коллеги-композиторы Оливье Мессиан и Пьер Булез, последний в 1951 г. участвовал в исполнении Второго симфонического фрагмента в переложении для четырех фортепиано. Впервые же Булез играл произведения Вышнеградского еще осенью 1945-го.
Reinhard Haider
1/5
Reinhard Haider
2/5
Reinhard Haider
3/5
Reinhard Haider
4/5
Reinhard Haider
5/5
На выставке показывают пластинку с его квартетами, записанными знаменитым квартетом Ардитти, а также его переписку с Блоком второй половины 70-х гг. – они общались на английском и немецком языках. Блок узнал о Вышнеградском и его изобретениях от американского композитора и организатора музыкального процесса Чарльза Амирханяна (ему выражена благодарность на обложке пластинки Вышнеградского с его фортепианными пьесами, изданной Блоком «благодаря помощи друзей»). Блок пригласил русского француза для участия в берлинской выставке «Для глаз и ушей», посвященной истории механической музыки. Последние из выставленных в Линце писем датированы сентябрем 1979 г., они посланы Блоку за несколько дней до смерти Вышнеградского: четкий почерк, ясный язык, большие планы. В витринах можно увидеть рукописи и графику, в частности, теоретические таблицы и разработанный композитором в июле 1943 г. проект ультрахроматического фортепиано (копии некоторых из них продаются на сайте созданной в 1983 г. ассоциации Вышнеградского).
Сегодня музыка Вышнеградского звучит в живых концертах, в том числе в Москве, а в конце этого года выйдет его новый двойной альбом. Не так плохо для мира, в котором победителем долгое время считали Шенберга.
Выставка открыта до 5 июня