В Зальцбурге завершился Пасхальный фестиваль, оснοванный еще Гербертом фон Караянοм

Когда при запросе в «Гугле» на слово «Бетховен» сперва выскакивает сеть зоомагазинов, а затем уже немецкий композитор, понимаешь, как изменился мир. Зальцбургский пасхальный фестиваль новым временам еще не судья, но уже и не товарищ. Бетховен здесь среди вечных героев.

Кристиан Тилеман и возглавляемый им оркестр Саксонской капеллы вместе с хором Баварского радио исполнили бетховенскую безудержно-радостную Торжественную мессу. Хотя многие не верили Гайдну, утверждавшему, будто Бетховен был атеистом, исполнение дрезденского оркестра напоминает скорее о природном, почти языческом восторге перед миром. Кажется, еще пара тактов, и начнется «Весна священная». Но во многом благодаря солистам – Красимире Стояновой, Кристе Майер, Даниэлю Беле и Георгу Цепенфельду – интерпретация осталась верна привычному звучанию венской классики, а Тилеман вновь показал себя мастером хоровых концертов, особенно сильным там, где музыка наполняется лирическим и интимным.

Шквал эмоций вызвал у публики и тройной концерт Бетховена со скрипачкой Анн-Софи Муттер, виолончелистом Линном Харрелом и пианистом Ефимом Бронфманом. Блестяще исполненный, даже, может быть, слишком блестяще, концерт останется в памяти прежде всего благодаря Харрелу, чье жизнерадостное переживание музыки было столь откровенным и упоительным.

Зальцбургский пасхальный фестиваль длится девять дней, за это время его программа повторяется дважды. В этот раз идентичность циклов нарушили, исключение сделали для камерных концертов. Их программы объединяла мировая премьера – цикл Манфреда Трояна Four Women from Shakespeare для голоса и ансамбля в составе флейты, кларнета, арфы и струнного квартета; сопрано Джулиан Бэнс исполнила его вместе с солистами дрезденского оркестра. Цикл, заказанный 67-летнему композитору по инициативе нового интенданта фестиваля Петера Ружички, в первый раз звучал в обрамлении квартетов Шуберта и Верди, во второй – дивертисмента Эйслера и квинтета Бетховена. Соседство не разочаровывает, Троян принадлежит и миру классики, и миру современности, его музыкальная трактовка Шекспира словно создана одновременно на двух языках, книжном и повседневном. Апофеозом становится песня без слов, звучащая в середине цикла, здесь музыка вбирает в себя семантику речи; текст к остальным частям взят из «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Макбета» и «Сна в летнюю ночь». Получился ключ ко всей программе фестиваля, в рамках которого поставили «Отелло» Верди, а Тилеман дирижировал «Ромео и Джульеттой» Чайковского.

Пианист-лауреат

В будущем году Даниил Трифонов выступит на Зальбцургском пасхальном фестивале как пианист-лауреат – он получит премию Герберта фон Караяна с чеком на 50 000 евро, которую учредили для исполнителей в Зальцбурге (прежнюю премия Караяна в Баден-Бадене больше не присуждают). Определяют лауреатов Элиетт Караян, Кристиан Тилеман и Петер Ружичка. В связи с премией Трифонов станет «приглашенным гостем» (artist in residence) фестиваля.

Дебютировавший же в Зальцбурге Владимир Юровский выстроил концепцию вокруг шекспировской комедии – от увертюры Вебера к «Оберону» до музыки Мендельсона к спектаклю «Сон в летнюю ночь». Завершала концерт Восьмая симфония Хенце, где важная роль также отводится Оберону, Титании и Паку, – Юровский дирижировал оркестром Саксонской капеллы по партитуре, надписанной ему самим композитором: «Теперь она принадлежит Вам».

В Москве Юровский Хенце еще не играл, хотя хотел бы. Зато Зальцбургу он прививает культуру разговоров о музыке, хорошо известную москвичам, – во втором отделении дирижер дважды брал в руки микрофон и рассказывал на английском о том, что объединяет все три произведения (прозвучавший в конце первого отделения первый фортепианный концерт Бетховена с Рудольфом Бухбиндером в качестве солиста замысла программы не испортил и слушался как интермеццо). Он был аккуратен и с иронией, и с количеством цитат, публика Пасхального, не привыкшая к подобному поведению, встретила Юровского очень тепло.

В будущем году Зальцбург вновь предложит встретиться с представителями русской исполнительской школы: Даниил Трифонов трижды сыграет 21-й фортепианный концерт Моцарта вместе с дрезденским оркестром под управлением Тилемана; в камерном концерте примет участие живущая в Германии пианистка Лилия Зильберштейн. Объявленная программа поражает размахом, здесь больше концертов, чем прежде, – фестиваль отмечает свое 50-летие. Помимо «Валькирии» (Вотана поет Виталий Ковалев) поставят и редко исполняемую оперу Сальваторе Шаррино «Лоэнгрин». В спектакле Михаэля Штурмингера под руководством дирижера Петера Тиллинга занят бас Александр Воронов.

Главным же событием обещает стать возвращение в Зальцбург Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэттла. Берлинцы с момента основания оставались главным оркестром Пасхального, его переезд на Пасхальный в Баден-Баден многие восприняли как крушение традиций. Но с кем только не примиришься в год пятидесятилетия! Пожалуй, это единственное, чем хороши юбилеи.

Зальцбург









>> СОБР взял штурмом подпольное казино в Приморье

>> Работников собеса и почты в Крыму осудят за хищение 3 млн руб пособий

>> Васильеву признали виновной по 8 из 12 эпизодов дела Оборонсервиса